ОРУЖИЕ РОССИИ
"Барс" — летающая броня
Кадры летящего танка показывают по телевидению всегда, когда говорят
о новом оружии. Каждая выставка российской военной техники пополняет арсенал телевизионщиков
новыми эффектными кадрами: вот танк не только летит, но еще в полете и стреляет.
Похожую хронику смотрели до войны наши юные деды. Тогда тоже показывали
летающие танки. Они прыгали через окопы и траншеи. У дедов захватывало дух, как
и у нас, при виде такой картины.
Всегда считалось, что танк рожден ползать. Изначально он так и задумывался.
Не его дело летать. Эта ветвь развития танковых способностей была признана тупиковой.
Танковый фристайл все время осаживали, превращая его лишь в скоростной бег.
Тупиковая ветвь
А межу тем в армейской среде продолжали негласно ставить рекорды. Вот как об
этом вспоминает генерал-лейтенант танковых войск Семен Кривошеин.
"Товарищ Кривошеин, в других частях все прыгают на танках, скоро через
казармы перепрыгнут, а мы даже ни разу не пробовали", — наступал на меня
комиссар полка Лутай.
— В Бобруйске один танкист прыгнул на 20 метров, а в батальоне Армана сделали
такой трамплин, что танк по воздуху прошел 40 метров".
Танковое командование сквозь пальцы смотрело на такие лихачества. Страна была
пропитана рекордами — чем же хуже танкисты? Правда, в газетах о рекордных прыжках
ничего не сообщалось, но зато в кино их показывали. Какая же это тупиковая ветвь,
если вся страна видит возможности танков и гордится своими танкистами?
Справедливости ради стоит отметить, что летающие способности у быстроходных
танков развил американский конструктор Уолтер Кристи. Это он предложил идею двойного
колесно-гусеничного движителя. По хорошим дорогам танк мог бежать на колесах,
а чуть бездорожье — и он становился на гусеницы. Построенный в 1928 году такой
танк Кристи назвал "танком 1940 года", считая, что он, как минимум,
на десяток лет опередил всех танковых конструкторов.
Построенный и почти испытанный танк Кристи пробовал предложить министерству
обороны, но военные с прохладцей отнеслись к новинке. Запрошенная конструктором
цена и вовсе их отпугнула.
Конструктору ничего не оставалось делать, как искать покупателей на стороне.
В 1930 году к нему явились трое одетых в штатское русских. Один из них был
начальником управления моторизации и механизации РККА И. Халепский. Двое других
были его сотрудниками. Они нашли общий язык с конструктором. Долгое время считалось,
что Кристи "передал свое изобретение СССР, не пожелав отдать его капиталистам".
Его благородство и бескорыстие было преумножено и оценено советскими историками.
Хотя на самом деле конструктор получил из государственной казны 135 тысяч долларов.
В скором времени два закупленных танка под видом тракторов прибыли в СССР.
Реввоенсовет постановил начать их серийное производство на Харьковском паровозостроительном
заводе, присвоив им индекс БТ — "быстроходный танк". Первые три машины
были тут же показаны на параде 7 ноября 1931 года.
Танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 стали героями многих художественных фильмов. Режиссеры
не скрывали восхищения танковыми трюками и вставляли их в канву кинокартин. Легкость
полета, плавное приземление, мгновенный рывок, большие скорости впечатляли. Зрители
верили во всемогущество техники, а бравые генералы рисовали в воображении молниеносные
атаки танков, которые пришли на смену боевой лошадке. Для летающих, прыгающих
и плавающих машин не надо и мостов. Вода для них переставала быть препятствием.
Но за кадрами бравой хроники осталась главная недоговоренность, которая была
отмечена в дневниковой записи германского генерала Меллентина летом 1941 года.
"Что касается выучки русских танкистов, особенно в мехкорпусах, то создалось
впечатление, будто они вообще не проходили какой-либо подготовки..."
Почему же так? Да очень просто: от киношного трюка до действительности расстояние
было большим.
Далеко не каждый танкист мог овладеть искусством танковых прыжков. И ходовая
часть танка не всегда выдерживала огромных нагрузок. Так что трюк остался трюком,
а танкам на долгие годы было приказано ползать, огрызаясь огнем и защищаясь броней.
Но со временем произошло неожиданное: на тупиковой ветке танкового древа вдруг
проклюнулись листочки.
Трюк, ставший маневром
Идеальный танк — это гармоничное сочетание трех составляющих: броня, огонь
и маневр. Легкие танки были юрки в бою, но слабы в силе огня и брони. Тяжелые
танки неповоротливы, но прикрывали экипажи броней и давили противника огнем. Те
и другие танки были уязвимы. Не хватало главной составляющей гармонии — маневра.
Легендарная "тридцать четверка" показала, что достижение идеала не такая
уж и призрачная задача. Послевоенное танкостроение подтвердило: да, это так!
Но, как известно, к идеалу можно лишь стремиться. Хотя и это не мало.
Лет через двадцать после войны в танкостроении наметился серьезный кризис.
Дизельные двигатели, применявшиеся в танках, исчерпали себя. Они не могли придать
легкость сорокатонным машинам.
16 апреля 1968 года правительство СССР принимает "закрытое" постановление,
в котором говорится:
"...Считать важнейшей государственной задачей создание танка с газотурбинным
двигателем".
На Кировском заводе в Ленинграде была заложена экспериментальная партия "объекта
219". Танк с новым двигателем испытывали в режиме эксплуатации боевой техники
в наступательной операции 1944—1945 годов.
Восемь лет понадобилось на создание танка, и вот 6 июня 1976 года он был принят
на вооружение, получив индекс Т-80. Первые танки поступили в Группу советских
войск в Германии. Американцы, узнав о новинке, в срочном порядке бросили огромные
средства и большие силы на создание аналогичного танка. Так появился "Абрамс",
который американцы тоже направили в Германию, только в Западную.
Т-80 на четверть века станет основным танком наших сухопутных войск, но звездный
час его наступит в 1990 году, когда одна из модификаций танка получит новый газотурбинный
двигатель мощностью в 1400 лошадиных сил.
Испытатели танка вдруг обнаружили в нем способность совершать прыжки. Танк
Т-80У получит имя "Барс". Это, пожалуй, впервые в нашем танкостроении.
Имен советские танки никогда не имели, было не принято.
В 1993 году на выставке вооружения в Абу-Даби испытатели Евгений Мезенцев и
Владимир Рычков впервые продемонстрировали прыжок тяжелого танка с трамплина.
Через два года трюк там же и повторили. В прошлом году полет танка видели на выставке
оружия в Омске. Танк заслужил аплодисменты зрителей. А мировые специалисты по
бронетанковой технике поняли, что российским конструкторам удалось развить до
необходимого совершенства третью составляющую — маневр. Одна лишь цифра: время
разгона танка до 50 км/час составляет 17 секунд. Вот откуда взялась его способность
к прыжкам.
Смотрите, понадобилось шесть десятков лет, чтобы вновь научить танк летать.
Но на этот раз летала уже 46-тонная махина. Однако тот ли это трюк, что показывали
легкие БТ в тридцатые годы?
Вот строки из воспоминания испытателя танков Евгения Анатольевича Кульчицкого:
"Прыжок... Пожалуй, это самое сложное из всех упражнений высшего танкового
пилотажа. Выполнять их может только искуснейший и бесстрашный водитель. Ну, представьте
себе: обрушить с крутого откоса в воду металлическую громадину в десять с лишним
тонн да еще на скорости пятьдесят километров в час.
Но в том-то и дело, что не обрушить, а прыгнуть, то есть стремительно пролететь
десятки метров по воздуху, чтобы потом плавно скользнуть по водной поверхности,
сохранив в целости и себя, и машину. А для этого за считанные мгновения следует
четко и быстро выполнить довольно сложную программу. Начать разгон с максимальным
ускорением, для чего передачу переключать быстро и при достижении максимальных
оборотов двигателя на каждой передаче. Последние 20—30 метров пройти с наивысшей
скоростью, несколько задрав нос танка перед самым прыжком. Когда танк отрывался
от берега, с двигателя снималась нагрузка, обороты увеличивались, и гусеницы начинали
вращаться с бешеной скоростью. Чтобы не потерять их в воздухе, следовало сбросить
обороты до максимальных. Удара в любом случае не избежать — танк все-таки не птица!
— но так он получится скользящим".
Казалось бы, прыжок — мгновение, но сколько манипуляций совершает танкист.
Он становится чем-то сродни летчику, правда, риск их не соизмерим. Для летчика
полет — привычная стихия, для танкиста — экстремальные условия.
"У танкиста, выполняющего такой маневр, особая линия поведения. Уже за
сутки почти ничего не пить. Иначе почки не выдержат гидравлического удара — лопнут
кровеносные сосуды. В момент самого прыжка — бросить рычаги, сильно согнуть корпус,
быть готовым при сильном ударе защитить голову руками. Потом снова успеть ухватить
рычаги и вывести машину на берег".
Как видите, прыжки танков в кинофильмах тридцатых годов были сопряжены со смертельной
опасностью для механика-водителя. Так что мечта генералов о том, что танки будут
летать через речки, была неосуществима. Если даже умелый танкист перемахнет водный
рубеж, то танк не будет боеспособен. В момент прыжка экипаж в танке отсутствует,
иначе хана ему.
Но трюк тридцатых стал маневром, боевым приемом для танков нашего времени.
Т-80У выполняет прыжки со всем экипажем. Танк мягко приземляется на специально
созданную для этой машины новую динамическую подвеску. Экипаж танка при движении
по "пересеченке" чувствует себя, как водитель "Волги" за рулем.
Трюк действительно стал маневром. А в быстро маневрирующий танк трудно попасть
из орудия. При удачном стечении обстоятельств танк может резким броском уйти из-под
удара неуправляемой ракеты или ручного гранатомета.
Специалисты
считают, что Т-80У открыл эру четвертого поколения танков. Конструкторы более
сдержанно относятся к оценкам танка. Да, "Барс" на сегодня один из лучших
мировых танков — это бесспорно. Техническая революция в танкостроении сказала
свое слово. Но произошла еще одна революция, которая не видна постороннему глазу.
Все те же специалисты говорят о культурной революции. Сегодня в танке можно быть
в рубашке с галстуком. Система кондиционирования и отопления тут действует, как
в салоне обычного воздушного лайнера.
И еще одна деталь. Все, что нам показывали на экранах телевидения с последней
выставки вооружения в Омске, — это все "самодеятельность" испытателей.
То, что показали омичи, в международную программу показа включено быть не может,
ни один танк в мире выполнить такие упражнения не в состоянии.
Это делает лишь "Барс".
А нас в скором времени ждет еще один сюрприз. Секретный "объект 640"
постепенно превращается в танк, у которого уже есть имя — "Черный орел".
И если полеты "Барса" — всего лишь прыжки, то...
Вот так дала плоды ветвь, которая считалась тупиковой.
Тактико-технические данные танка Т-80У.
- Вес танка — 46 тонн.
- Бронекомплект — 45 выстрелов, из них 28 в конвейере.
- Скорострельность стрельбы — 7—8 выстрелов в минуту.
- В процессе работы над танком получено 150 авторских свидетельств.
- Основное орудие танка — 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, спаренная
с пулеметом ПКТ.
- Комплект вооружения включает: прицел-дальномер, ночной прицел и механизм
заряжания.
- Экипаж танка — 3 человека.
Вячеслав Федоров
На снимках:
“Летаюие танки” БТ2, БТ7, Т-80, Т-90.